Радиоэкспедиция по островам Онежского озера.
19.07. по 27.07.2008г.
под позывными RA3NQ/1 и RV3NX/1

1. Остров Мегостров RR-2034 KI-0347 маяк RLE-100 rda KL-15
2. Остров Салостров RR-2034 маяк RLE-101 KI-03-48 rda KL-15
3. Остров Карела RR-2034 KI-03-49 rda KL-15
4. Остров Кайнос RR-2034 KI-03-50 rda KL-15
5. Остров Биржевой RR-2035 KI-03-51 rda KL-15
6. Маяк Адомский RLE-081 rda VO-13

За время экспедиции проведено 3000 QSO.
Активировано 5 островов и 3 маяка.

Первая наша экспедиция на Онежское озеро состоялась в августе 2007 года. Тогда мы активировали 5 островов. Погода была отличная, а природа просто завораживала нас своими красотами, и мы твердо решили, что сюда вернемся. . Заранее ещё зимой 2008 г. связались с координатором по Карелии RN1NU Виктором Синявиным для того чтобы получить от его данные о новых, не активированных островах на Онежском озере с подробной картой. После подтверждённой информации начали потихоньку готовиться к поездке, прорабатывая все нюансы, которые могут произойти в этой экспедиции. Времени было предостаточно. Всю зиму представляли наш отдых в этом райском уголке нашей необъятной Родины. Обозначили для себя дату отправления - 18 июля 2008 года. И начали, как в армии, отсчитывать дни до поездки. И вот на конец-то наступил тот долгожданный день. Решили поспать подольше, так как ехать придется довольно таки долго часов 15-16 плюс минус проблемы в пути, потому что крейсерская скорость нашего УАЗа в среднем 60 км/ч. , а расстояние до нашего пункта, посёлка Челмужи около 1000 км. В 12. 00ч. 18.07.08 г. ко мне приехал Михаил RV3NX. Сходили с ним на стоянку за УАЗом, подъехали к дому и начали потихоньку загружаться. Учитывая опыт прошлых лет, установили на крышу автомобиля багажник и погрузили на него две резиновые лодки и запасное колесо, тем самым сэкономив место в салоне. Плотно закрепили и накрыли пленкой от дождя.Далее загружали продукты,палатки, аппаратуру, антенное хозяйство и канистры с бензином. В тех краях с этим делом туговато.Заправочные станции через 100 км друг от друга. Ушло на это дело в общей сложности часа три, все тщательно проверяли по ранее подготовленному списку, стараясь ничего не забыть.

Ну вот, вроде бы и всё. Можно стартовать.Немного отдохнули после проделанной работы и в 17.00.ч. отправились в дорогу. В 22. 00.ч. были уже в Вологде, дозаправшись там горючим. Следующей нашей остановкой был город Пудож, куда мы и прибыли в 6 утра. Позавтракали в местной КАФЕшке, слегка вздремнули пол-часика и поехали дальше.До заветной мечты оставалось 200 км ходу. Природа говогила сама за себя, раскрывая перед нами свои красоты. В поселок Челмужи приехали в 10 утра. Встретили на улице молодого человека и спросили, где можно оставить наш автомобиль на время нашей экспедиции. Он согласился нам помочь и привел нас к одному из жителей поселка. Тот, выслушав наш рассказ о цели нашего приезда, с удовольствием выделил место около своего дома в огороде, взяв наш авто под охрану. Так же предоставил ещё в прокат свой спиннинг, так как мы в суматохе все же забыли некоторые рыболовные снасти. Уладив дела со стоянкой, стали разгружать авто, надувать лодки, загружать их и готовиться к отплытию.Как всегда, вокруг начал собираться местный любознательный народ. Расспрашивал, недоумевая, зачем нам все это нужно – проводить связи с островов? – ведь они привыкли здесь видеть только рыбаков, а у нас совершенно другие цели и задачи. В общем, они так и не поняли, для чего нам все это, покрутили пальцем у виска и стали потихоньку расходиться. Некоторые, правда, стояли до последней минуты, пока мы не отплыли. Мы же, в свою очередь, расспрашивали, как нам лучше передвигаться по Онеге и как безопасней добраться до намеченных нами островов. Самым близким от поселка был остров Биржевой, но мы его решили оставить напоследок и начать свою экспедицию с более отдаленных от берега. Первый по нашему маршруту был Мегостров. Для того, чтоб до него добраться, пришлось огибать Челмужскую косу делая при этом лишний крюк в 6 км. Хотя местные жители объясняли, что в косе есть искусственная протока, мы, к сожалению, ее так и не нашли.

Расстояние по Онеге до первого острова составило около 12 км. Усталость за время пути давала о себе знать и пока RV3NX меня подменял как истинный мореплаватель, я успел немного вздремнуть, хотя это было и экстремально, так как озеро штормило. Ну вот, наконец-то, мы и пристали к нашей первой цели. Высадились прямо напротив маяка, впоследствии их оказалось два: один за другим на расстоянии 100 метров. Я, как всегда, решил забраться на маяк и посмотреть с высоты птичьего полета на все те красоты, которые простирались перед нами. Да, это действительно сказка! Жалко, что вот место для нашего лагеря у маяка было совсем не подходящее, и мы поплыли вокруг острова искать где нам расположиться для стоянки. На противоположном берегу острова была живописная бухта, но её уже заняли туристы приплывшие на катамаранах, мы продолжили поиск и нашли маленькую полянку, а рядом полуразрушенную домушку выстроенную когда-то рыбаками. Устроить свой лагерь в этой хижине мы так и не решились, уж больно запахи там не особо приятные. Развернулись под шатром на свежем воздухе любуясь красотами Онежского озера. Там же поставили 2 палатки для ночлега. Кругом на острове были окопы и колючая проволока со времен ВОВ. Эхо прошлого.Несмотря ни на что, лагерь был развернут, антенны и аппаратура установлены. И уже в 15:50ч. 19.07.08. зазвучали в эфире первые сигналы.«Всем, всем, всем! Работает радиоэкспедиция по островам Онежского озера RA3NQ/1 с о. Мегостров NEW ONE по программе Русский робинзон RR2034, NEW ONE KIA-347 по Карелии и NEW ONE по маякам RLE100». Первый кто нас услышал и провёл радиосвязь был UA4YJA . Далее был хороший pile ap, т.к. радиолюбители уже с нетерпением нас ждали на диапазонах для подтверждения новых островов, прохождение так же радовало. Пока я работал в эфире Михаил тем временем уже вовсю занимался приготовлением шашлыка.

Сумерки опускались на Онегу когда мы сели с ним за стол чтобы отметить наше прибытие на этот остров. Лишь не громкое пение птиц нарушало тишину а розовый закат радовал глаз. Всё-бы хорошо, но я почуствовал болезненные ощущения у себя подмышкой, присмотревшись, обнаружил клеща, который уже глубоко в меня внедрился. Михаил стал оказывать мне первую медицинскую помощь. Намазали клеща растительным маслом в надежде что он выползет, но видимо ему было и там не плохо, продолжал сосать мою кровь. Лезли в голову мысли о инцефалите и т.д. и т.п. Настроение упало. Тогда решили пойти другим путём . Я принял во внутрь анастезию, а Михаил достал пинцет и как опытный хирург стал извлекать из меня клеща, выкручивая его против часовой стрелки. Но всё-же некоторая часть так и осталась во мне. Посидели, подумали я ещё принял <наркозу> а Миша проспиртовав швейную иглу начал извлекать остатки. Мне к этому времени уже было « по барабану » Операция закончилась успешно. Как в анегдоте, голоса из операционной: «Зажим, спирт, ещё раз спирт, теперь скальпель и огурец.» Затем мы забрались по палаткам и заснули как младенцы. На следующий день решили провести экскурсию по острову и посмотреть на местные достопримечательности, финский дот, сохранившийся со времен войны. Поход был не особо удачен, так как я по неосторожности провалился там одной ногой в люк. Последствия были весьма плачевны: распухло колено, и я два дня волочил за собой ногу, не мог согнуть её, как старый солдат, не знающий слов любви. Из палатки выбирался по-пластунски. У Михаила RV3NX тем временем прихватило спину. 21.07.08. мы с ним, как два инвалида, превозмогая боль, всё таки свернули лагерь, загрузили лодки и отправились на следующий остров. Он назывался о. Салостров, также с маяком. Преодолев расстояние 4 км, мы вступили на его берег. По обыкновению, я снова забрался на Салостровский маяк, сделал видео и фотографии. Место около самого маяка к сожалению оказалось также непригодным для расположения лагеря. И снова поплыли вдоль острова искать подходящее для расположения пристанища. Высадились в бухте прямо на против маяка и решили обследовать местность. Не успели вступить на берег, как услышали какой-то шорох и шипение. Присмотрелись и ужаснулись: на бревнах свернувшись клубками грелись на солнышке гадюки, их было множество. Но отступать было некуда, лучшего места на острове не нашлось. Вытоптали на поляне траву, которая была по пояс, раскинули шатер, поставили палатки, антенну, подготовили аппаратуру, завели генератор и вот он – родной шум эфира! Вновь зазвучал наш позывной с нового маяка и нового острова. KI-348 и RLE-101. Ребята с удовольствием проводили с нами радиосвязи, расспрашивали о здоровье, о погоде, о местных достопримечательностях. Мы, в свою очередь, делились впечатлениями от увиденного. На следующий день решили переплыть на соседний остров Карела и поработать с него, не разбирая своего лагеря на Салострове.На Кареле был сооружен домик рыбака, обколоченный пленкой, как теплица. Там мы и поселились. Несколько часов я задыхался от духоты, как огурец в парнике, а на улице тем временем моросил дождик. Отработав 220 связей, снова переправились на Салостров, поужинали и легли спать, довольные проделанной работой. С утра пошли умываться на озеро, а наши соседи (змеи) уже заняли свои места на бревнах, согласно купленных билетов, и практически не обращали на нас никакого внимания. Наверное, чувствовали силу, ведь их была целая «банда», а нас только двое безумных радиолюбителей. Позавтракали и снова перебрались на о. Карела, чтобы провести оставшиеся радиосвязи для активации острова.

Для тех, кто не знает, могу проинформировать: чтобы активировать новый остров, нужно провести не менее 400 радиосвязей с него. После обеда мы его за собой закрепили, еще одно белое радио пятно исчезло с карты, прибавилось в копилку Костромских радиолюбителей. За вечер также подвели черту и на Салострове. Итого 3 NEW ONE за 5 дней. На следующий день 23.07.08. свернули лагерь и отправились на о. Кайнос, так же NEW ONE KI-3-50.Остров, это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Так вот эта часть суши напоминала собой бумеранг, была узкой метров 30 в ширину и метров 500 в длину. Там мы и отыскали для себя маленький уголок с пляжем. Наш шатер располагался прямо на песке метрах в семи от воды.Здесь нашими соседями стали муравьи, их гнездовье располагалось посередине нашего шатра, в отличие от змей мы им явно здесь не нравились.Они постоянно нас кусали,заползали куда можно и куда нельзя, но мы мужественно терпели все неудобства. Особо ничего интересного на острове не было, зато был песчаный пляж и хорошая погода, за 2 дня прведёные на острове успели позагорать и покупаться. Активировав еще один остров, 25.07.08. отправились к последнему рубежу нашей экспедиции - на остров Биржевой.Погода нас в день убытия совсем не баловала, поднялся ветер и Онега сильно штормила. Но несмотря ни на что, мы все-таки выплыли, хотя испытывали экстрим в полном смысле этого слова. Волны захлестывали лодку, и наши ноги были уже по щиколотку в воде, когда мы добрались до Челмужской косы. Поплыли вдоль берега искать протоку, о которой нам рассказывали местные жители. И наши старания увенчались успехом, все-таки мы ее нашли. Она представляла собой канал шириной метра 3 и глубиной 0,5 метра. Единственное неудобство в том, что с обеих сторон косы она не соединялась с озером, метра по три разделялась сушей. Пришлось сначала разгрузить лодки, вылить из них воду, перетащить в протоку, загрузить их снова, и как бурлаки метров 100 протащить их до другой стороны косы по этому каналу, там снова разгрузить, вытащить на воду озера и опять полностью загрузить. Тем самым мы сэкономили время, и 6 км экстрима по волнам Онеги. Перебравшись на другую сторону Челмужский косы, мы как будто попали в другой мир. Была тишь да гладь да Божья благодать, и вода там была гораздо теплее, как парное молоко. Тишина и покой поселилась в наших душах. Спокойно переправились через Челмужскую губу на о. Биржевой, еще один NEW ONE RR-2035 и KI-3-51. Остров располагался прямо напротив церкви посёлка Челмужи, и местные его называли о. Поповщина. На острове была большая поляна на ней мы и расположились. Через 2 часа в эфире снова зазвучали наши сигналы. Народ уже поджидал последнего NEW ONE на Онеге по программе Русского Робинзона. Сразу образовался Pile up. В этот день было проведено 400 связей. Вечером сплавали в посёлок до магазина, т.к. закончилось « горючее» чуть-чуть не рассчитали, не зря говорят, «сколько не бери всё ровно ещё бежать придёться» соответственно и продуктов прикупили. Ночью с » подогревом » было гараздо теплей. На следующее утро провели еще 100 QSO, тем самым завершив нашу экспедицию по островам Онеги.26.07.08.Перебрались в п. Челмужи, Забрали свой автомобиль со «стоянки», не забыв поблагодарить хозяина.Потом доехали до церкви и провели там маленькую экскурсию, полюбовались красотой деревянного зодчества. После экскурсии решили прогуляться по посёлку. Крупной рыбы за время нашей экспедиции мы так и не поймали, да если честно, особо и некогда было. Но мы не могли себе позволить побывать на Онеге и не попробовать рыбы. Узнали у местных, кто ею здесь торгует, купили себе двух килограммового судака. Посидели перед дорогой и отправились в обратный путь. В запасе нашего отпуска оставалось еще 2 дня. Мы решили позвонить RA1QY Алексею и спросить, где нам можно с пользой дела еще отдохнуть. Он нам посоветовал посетить Андомский маяк RLE081, который располагался по пути нашего следования к дому. Мы воспользовались этим предложением и уже через 6 часов, по обычаю я стоял на маяке и любовался красотами. Маяк был расположен на обрывистом берегу, высота берега достигала 30 метров, и здесь спуститься к воде не было никакой возможности Обследовав маяк, сделав фотографии, отправились искать место для стоянки. С этим делом здесь была вообще полная засада. Везде стояли туристы, так как недалеко был город Вытегра. Все наслаждались природой. После долгих поисков удалось найти полянку и разбить лагерь. За водой спускаться приходилось по обрывистому глиняному берегу. Все-таки смогли набрать в озере воды, которая от глины была бурого цвета, но других вариантов все равно не было.На берегу нашёл окаменелый зуб, попробовал себе вставить не подходит , взял с собой авось пригодиться кому нибудь. Приготовили ужин и первый раз за время нашей экспедиции зажарили купленного судака. Неподалеку от нас расположились еще одни туристы – они оказались палеонтологами, мужем и женой. Искали всякие окаменелости и прочие предметы истории, пришли к нам на огонек поинтересоваться о цели нашего визита. Ночью за рюмкой чая мы обменивались своими открытиями и впечатлениями под легкую музыку, звучавшую из нашего ноутбука.Было далеко за полночь, когда мы разбрелись по палаткам, обменявшись адресами и e-mailами. По утру наши соседи уехали, и мы стали собираться домой. На этом маяке мы также отметились в эфире, проведя около ??? связей. После обеда наш автомобиль уже был полностью загружен и готов в обратный пусть. На последок я решил ещё разок искупаться в озере и не зря, нашёл себе «золотую» цепочку, примерил её, размерчик вроде бы мой, только вот тяжеловата слишком, так и оставил там на берегу нам чужого не надо. Настроение было не важное ни как не хотелось уезжать из этого рая, жалко что наш отпуск такой короткий. Через 15 часов пути мы уже подъезжали к родному городу, изрядно уставшие, но довольные проделанной работой. За время нашей экспедиции было активировано 5 островов из них 2 маяка. Проведено порядка 3000 связей с различными странами мира и городами России. Пройдено на резиновых лодках около 30 км. Огромное спасибо Сергею,RU4SW за помощь в приобретении шатра для нашей экспедиции, без которого нам большее время пришлось бы сидеть в палатках из-за частых дождей. И вообще спасибо всем радиолюбителям, которые поддерживали с нами связь и были мысленно рядом, старались помочь советами. Значит, эти экспедиции все-таки кому-нибудь нужны, и поэтому мы постараемся их организовывать вновь и вновь.

До встречи в эфире! С уважением, RA3NQ/1 Плисов В.В.